Серия «Мутабор» (5 листов)
Трансформация – ключевое слово в искусстве Хаима Сокола, одной из главных тем которого является проекция истории в настоящее. Цикличность истории проявляется в повторяющихся образах, которые кочуют во времени и в пространстве. В проектах, посвященных памяти о Второй мировой войне и бедствиям современного мира, появляются мертвые звери, как метафора зыбкости перехода человеческого в нечеловеческое. Стремление «измерить историю» в поэтических формах привело художника к сказке Вильгельма Гауфа, которую он переосмысливает в серии цветных шелкографий на узорчатой жаккардовой ткани:
«В сказке Гауфа "Халиф-аист" халиф и его визирь получают в дар способность превращаться в любое животное и птицу и понимать их язык. "Мутабор" – это волшебное слово, с помощью которого они могут снова принимать человеческий облик. Но есть одно условие – нельзя смеяться. Иначе волшебное слово забывается и люди навсегда остаются в образе птиц. В этой истории интересно то, что человек, "застрявший" в теле птицы, сохраняет человеческое сознание и язык. Мутабор – это как бы пред-слово, условие, необходимое для возвращения в социум. Без него мы мерцаем между человеком и животным в состоянии политического сна. Жаккард – это декоративная обивочная ткань. Ее часто используют для пошива чехлов для диванных подушек. На таких подушках спят домашние питомцы. Прирученные домашние и городские птицы и звери имеют место среди людей только на правах объекта заботы».