Способ печати с использованием печатной формы, на которой печатающие элементы утоплены по отношению к пробельным. Такая особенность технологии обеспечивает рельефность элементов изображения, которые выступают над поверхностью бумаги.
Промышленное производство:- Ротационные многосекционные рулонные и листовые печатные машины.
Авторское ручное производство:Офорт и его разновидности:- Травлёный штрих — основная манера офорта. Создание офорта травлёным штрихом включает следующие этапы: подготовка доски; гравирование (рисунок офортной иглой по кислотоупорному грунту); травление; пробный оттиск и коррекция печатной формы; печать.
- Акватинта — оттиск гравюры в этой манере напоминает рисунок водяными красками — акварелью; это сходство и обусловило происхождение наименования.
- Резерваж — рисунок (специальными или обыкновенными чернилами, а также гуашью или тушью с добавлением сахара), нанесённый пером или кистью непосредственно на гладкую поверхность металла, покрывается кислотоупорным грунтом. Печатная форма опускается в воду. Разбухая, чернила приподнимают лежащие над ними частицы грунта, которые легко снимаются и обнажают металл. В результате травления получают гравюру, напоминающую набросок пером или рисунок кистью.
- Лавис – изобретён французским художником XVIII в. Ж. Б. Лепренсом. Изображение наносится прямо на доску кистью, смоченной кислотой; при печатании краска набивается в вытравленные углубления. Гравюры в технике лависа напоминают рисунок кистью с размывкой.
- Мягкий лак – обычный офортный грунт смешивается с жиром, отчего он становится мягким и легко отстаёт; загрунтованная печатная форма покрывается зернистой бумагой, на которую наносится рисунок твёрдым карандашом. От давления карандаша частицы грунта, прилипая к бумаге в соответствии с линиями рисунка, снимаются затем вместе с ней, после чего печатная форма подвергается травлению. Для гравюры, выполненной в технике мягкого лака, характерен живописный, зернистый штрих, передающий специфику рисунка карандашом или углём.
- Сухая игла – разновидность углублённой гравюры на металле, основанная на процарапывании штрихов иглой. Для гравюр, исполненных в технике «сухой иглы», характерна бархатистость штрихов (несколько приближающая «сухую иглу» к рисунку), возникающая благодаря оставляемым иглой заусенцам - так называемым барбам. «Сухая игла» часто является дополнением к технике офорта.
- Меццо-тинто – (итал. mezzo — средний, tinto — окрашенный) — вид гравюры на металле. Основным принципиальным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений — штрихов и точек, а выглаживание светлых мест на зернёной доске. Эффекты, достигаемые меццо-тинто, невозможно получить другими «тоновыми» манерами. Иначе говоря, требуемое в оттиске изображение создаётся за счёт разной градации светлых участков на чёрном фоне. Предварительно полированная поверхность металлической доски подвергается зернению — покрывается с помощью «качалки» (гранильника) множеством мельчайших углублений, приобретая характерную шероховатость. Зернение — процесс длительный и весьма трудоёмкий. При печати такая доска («заготовка») даёт сплошной чёрный тон. Существуют и другие, в том числе за счёт травления, способы зернения доски.
- Карандашная манера – разновидность пунктирной манеры углублённой гравюры на металле, имитирующая рисунок карандашом, углём, сангиной или пастелью. Эффекты карандашной манеры достигаются нанесением мелкозернистых штрихов и пятен на загрунтованную доску (с помощью рулеток или чекана) с последующим травлением.
- Пунктирная манера – (от лат. punctum — точка), вид гравюры на металле. Изображения создаются с помощью мелких углублений в виде различной глубины и величины точек, наносимых пунсонами, матуаром, иглами и пр. на поверхность металлической пластины, покрытой кислотоупорным лаком. Гравюры, исполненные в пунктирной манере, отличаются мягкостью светотеневых градаций.
- Резцовая гравюра – (нем. Stich, франц. gravure au burin, англ. engraving), старейшая разновидность гравюры на металле (преимущественно меди), в которой углублённые элементы печатной формы создаются (прорезаются) с помощью штихеля. Резцовая гравюра возникла на основе украшения резьбой различных металлических изделий. В средние века распространился приём заполнения врезанных в металл линий цветным составом, главным образом чернью.