«Жена рыбака» — тонкое лирическое высказывание об уничтожении природы и патриархальном насилии, в основе которого лежит личная чувствительность художницы. Холлис сохраняет традиционную для себя тематическую рамку и обращается к вопросу тела, его границ и принадлежности. Тема берет начало в естественной телесной уязвимости, неизбежно сопровождающей жизнь автора «только потому, что я женщина».

Работы, представленные на выставке, сделаны в классической японской технике гётаку — печать с тел морских животных. Считается, что так в XIX веке японские рыбаки запечатлевали на память улов как легендарный трофей и размещали свидетельства-изображения в своих домах. В особом типе натуральной печати художница видит не столько поиск проявления материальности произведения в практиках прошлого, сколько многосторонний опыт сопереживания поразительно длительному отсутствию власти над собственном телом у животных и женщин. «Жена рыбака» позволяет осознать дисбаланс, по большей части основанный на контроле мужчиной присутствия женщины в обществе, к которому многие из нас стараются не относиться всерьез. Женская фигура долгое время сохраняла статус трофея: эквивалентно количеству голов в стаде или тушам животных после охоты женщина подтверждала социальный вес мужчины.

Название выставки заимствовано из ксилогравюры Кацусики Хокусая «Сон жены рыбака» (1814). На ней изображена лежащая обнаженная, которая согласно тексту на фоне получает удовольствие от ласк двух осьминогов. Для классической европейской живописи такой живой, решительно чувственный женский образ можно назвать редким. Долгое время родиться женщиной значило родиться под опеку мужчины, в том числе быть запечатленной покорной, подчиненной чувствам и желаниям владельца работы. Однако, как пишет искусствовед Джон Бергер в «Искусство видеть»: «Следует отметить, что в других, не европейских, традициях — в индийском, в персидском, в африканском искусстве — нагота не бывает такой пассивной. И если в рамках этой традиции предметом изображения становится сексуальное влечение, то скорее всего, здесь будет показно активное сексуальное взаимодействие между двумя людьми: женщина не менее активна, чем мужчина, действия участников захватывают их обоих».

Выбранная Холлис техника гётаку в отличном от привычного для себя контексте превращается в практику сочувствия и горевания. Своеобразное пеленание осьминогов и рыб сопровождается музыкальной «Колыбельной» и погружает в состояние глубокого эмоционального сопереживания.




Все работы